Главная » Статьи » Для Вас, родители » Полезная информация |
Как сберечь зрение
как сберечь зрение Ваш ребенок пошел в школу. Проходит неделя, вторая… Вы радуетесь первым
успехам, старательно проверяете каждое выполненное задание, добиваетесь
усидчивости первоклассника. И сам ребенок повзрослел, добросовестно
познает первые азы грамоты. Но что случилось? Почему он так низко склонился над столом? Плохо видит? Нет, зрение у него нормальное. Но он, чуть не ползая по листу бумаги, медленно выводит каждое слово. Перед нами так называемый синдром низко склоненной головы. Пока дети видят, но могут стать близорукими, а некоторые – даже инвалидами только из-за того, что низко склоняют головы. Это синдром благоприобретенный – результат рассогласования работы зрительного и двигательных центров головного мозга. От это рассогласования устает весь детский организм, включая сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы. Причина и следствие поменялись местами… Это неожиданное заключение в свое время удивило врачей и даже специалистов-офтальмологов. Если низко склоненная голова – синдром (признак патологического состояния), то почему он возникает, когда дети поступают в школу? И почему не у всех детей? В школе они в одинаковых условиях, но одни голову склоняют больше, другие – меньше. С поступлением ребенка в школу, жизнь его меняется. Он лишается на несколько часов привычной подвижности. Гигиенисты давно предупреждали, что здесь таится опасность. Исследования показали, что у подвижных детей наблюдается близорукость реже, чем у малоподвижных. Но это опять не самое главное. Глаз – самый неспокойный из всех органов человека. Он постоянно движется, даже когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Микродвижения глаза, которые удается зарегистрировать приборами, играют значительную роль в зрительном восприятии. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным с помощью специальных устройств – и внешний мир становится неразличим. Но только ли в глазных мышцах дело? Вглядываясь вдаль, мы непроизвольно подаемся вперед всем корпусом, вытягиваем шею. Мышцами глаз, шеи, корпуса управляет центральная нервная система. В сложные процессы чтения и письма вовлекаются не только мышцы глазные, но весь нервно-мышечный аппарат. В письме и чтении участвуют (не говоря уже о мышцах шеи, спины, рук) даже мышцы ног. Многие дети, страдающие синдромом низко склоненной головы, заявляют, что стоя им легче писать и читать. Подвижного со дня рождения малыша на несколько часов «приковывают» к парте. Раньше весь двигательный аппарат, весь организм помогал ему тысячи раз в день фиксировать зрение то на ближних предметах, то на дальних. И оно развивалось нормально. А в школе зрительный аппарат лишен привычной помощи, и наступает рассогласование. Глаз совершает перемещение с одной амплитудой, а пальцы, держащие ручку, – с другой. Чем дальше глаза от руки, тем больше рассогласование. Уменьшая рассогласование, ребенок приближает глаза к бумаге до тех пор, пока четко не увидит то, что пишет. Отсюда и синдром низко склоненной головы, переходящий в стойкую привычку, отсюда – близорукость. Что же делать родителям в этой ситуации? Им предстоит перестроить первый начальный период обучения первоклассника. Главное – сделать так, чтобы переход от дистанционного (дальнего) зрения к ближнему был постепенным. Знакомиться с буквами дети должны на расстоянии нескольких метров. И лишь постепенно, через месяц, размер буквы следует уменьшать и приближать ее к глазам. А потом дети должны читать по букварю, закрепленному в метре от глаз. И продвигать его нужно лишь по полсантиметра ежедневно. У подготовленных таким образом детей синдром низко склоненной головы возникает реже, чем у остальных ребят. Б. Борисов | |
Просмотров: 790 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |